banga73: (Default)
[personal profile] banga73
О походе коротко-коротко, то, что интересно всем. Вечерком перепечатаю дневник - для фанатов ;-)))

Итак, мы прошли первую часть запланированного маршрута: Куна - Печгуба озера Имандра - река Печа (вверх), большая часть обнос по берегу - Печозеро - волок в Симбозеро (протока, соединяющая эти озера вверх непроходима даже проводкой) - Симбозеро - проводка в озера Долгие - Долгие озера (4 штуки, соединенные перекатиками) - волок в Чудозеро - Чудозеро - река Чуда (вниз, но часть проводка, часть обнос по камням по берегу реки) - Умбозеро - деревня Пунча.

Далее планировалось: река Пунча вверх - Пунчозеро - волок в Саранчозеро - вниз по каким-то мелким протокам в Ловозеро - Ловозеро. Но т.к. погода была не очень: ветер, дождь, точно нам сказать тропы никто не мог, а вдоль Пунчи тропки почти не было, чтобы дети могли идти рядом с нами. Кроме того, если такой же ветер бы остался, то нам бы пришлось идти по Ловозеру 80 км против ветра, а времени оставалось 5,5 дней, то мы приняли решение не идти дальше.

Погода намного лучше, чем обещало Гисметео: в футболке и дождевой куртке нам было нормально, у детей еще было по тонкой флиске. Лёнька все время был в флисовом костюме и Рукке. На ногах у детей резиновые сапоги, у нас - кроссовки.

Кстати, пользуясь случаем еще раз пропою дифирамбы антилоповским кроссобосоножкам. У Юрки кроссовки развалились на этих волоках-проводках. Антилопа прошла Крым и этот поход и как новенькая.

Река Печа достаточно интересна для движения вниз: приятные перекаты, один сложный порог (5-ка карельская). Правда, у нас было много воды. Мы обнесли этот порог, дальше перекаты можно было бы и проводить, но мы решили остановиться на ночлег на высоком берегу, а на утро, чтобы не нести отдельно вещи, а отдельно проводить байду, обнесли весь остаток Печи.

Печозеро достаточно красиво, справа и впереди Хибины, волок в Симбозеро по хорошей дороге в сосновом лесу. Посередине волока ручей с болотцем, гать сгнила, поэтому обнос по кочкам. У Симбозера хорошие пляжи, дети купались, хотя и нежарко... Ночами нам было комфортно в наших спальниках с температурой комфорта +1.

В Долгие озера идет протока, которая сначала отлично идется на веслах против течения, а потом превращается в мелкую-мелкую протоку, где даже проводишься с трудом, периодически поднимая байду. Это даже не протока, а настоящий канал, т.к. берега укреплены бревнами, при выходе в Долгие плотина с остатками какого-то сооружения, то ли мельницы, то ли мини-гэс ;-))) Надо будет поискать инфу в и-нете, вдруг кто знает, что это или в сообществе Русский Север спросить.

К сожалению, наша двухкилометровка была не очень точной, у нас было показано, что тропа из третьего Долгого озера, а в 4-е протоки нет, мы долго искали тропу, пока не пришла другая группа, у которой была 500-метровка. Мы остались на ночлег у волока, т.к. мы старались подгадать волоки к обеду или ночевки, чтобы дети могли ждать в палатке, пока мы отнесем байду и часть вещей в первую ходку.

К сожалению, на Кольском дети проводили много времени в палатке (естественно, кроме того когда мы двигались и немного перед едой), т.к. было довольно много дождей, очень много гнуса (мы обычно не пользуемся репеллентами, а тут почти весь гардекс истратили). На Белом ситуация в корне изменилась :-)))

И Долгие озера, и Чудозеро - часть верховых болот, очень мелкие (до метра), поэтому полностью промерзают зимой, соответственно рыбы в них нет, поэтому и народу никого. За все 6 дней мы виделись только с одной группой, с которой шли параллельно маршрут. Только внизу на Пече было несколько рыбаков.

Река Чуда - река с падением 10 метров на километр, но т.к. расход воды небольшой, то частично она проходит под камнями - каменная река. Дети из 5 километров Чуды были в байде максимум 1 км плесов. Остальное время шли по берегу, а мы то по воде, то обносили байду, то проводили на бечевах. В конце Чуды красивый водопад со ступенькой около 2-2,5 метров.

Умбозеро нас встретило неплохой погодой (изредка мелкие дождики, слабый ветер, почти нет волнения). Слева Ловозерские тундры, справа Хибины. Над ними висят облака, а над озером почти все время было относительно чисто (облачно, но не низкая). Мы пересекли Умбозеро в первый же день, встали недалеко от заброшенного рудника. Там раньше была железная дорога из Аппатит в Ревду, но в 2005 году ее продали частникам, ее разобрали, остались только шпалы. Теперь военные хотят восстанавливать... В тот момент у военных денег не было :-((( Поэтому не купили :-((( А теперь намного больше денег надо потратить... Хорошо, что МЧС не разрешил то же самое сделать с летным полем. Там единственный аэродром в этой части Кольского, который может принимать тяжелые самолеты типа Боинга.

Первый вечер на Ловозере был омрачен тем, что мы с Юркой отравились с утра еще на Чуде грибами. Сами грибы явно не при чем: были только подосиновики и моховички. Сатанинских точно не было. Но потом я вспомнила, что Наська меня обрызгивала Гардексом, когда я резала грибы, видимо часть попала на грибы :-((( Хорошо, что дети у нас грибы не любят.

Вечером долго решали, что делать дальше: времени в обрез, волочиться в Ловозеро страшно. Решили дойти до Пунчи, там поговорить с местными, тогда принять решение. У меня была шальная мысль: собрать байду и уйти в Сейд-озеро через перевал через Ловозерские тундры. Но описания не было, а в том месте принимал только Мегафон (в следующий раз куплю их симку в поход). Но мысль осталась, я думаю, что когда-нибудь я ее осуществлю: комбинированный пеше-водный маршрут.

На следующий день после обеда поднялся ветер, да к тому же он еще дул из каждой долины Ловозер, поэтому волны были рваные (местные потом рассказывали, что это нетипично, обычно сильная волна с севера, а не мелкие с разных сторон, к которым не приспособишься). Дошли до Пунчи, поговорили... Есть лесовозная дорога в конец Пунчозера, но она длиной 13 км, нам это слишком много. Пунча очень мелкам, проводиться можно, но без детей. О тропинке вдоль Пунчи они не знают. В прошлом году возили одну группу сразу на Саранчозеро, но что с ними дальше было - не знают. По их словам: "По крайней мере обратно они не вернулись" ;-))) Особенно эта фраза нас порадовала после того, как мы прочитали рядом на берегу мемориальную доску: "Отсюда ушли и не вернулись..." и далее фамилии...

С утра посмотрели на Пунчу, поняли, что идти страшно - времени мало, детей измучаем. Ветер и дождь продолжаются, т.е. в Умбозеро тоже не выйдешь, надо пережидать. Узнали, что во второй половине дня "буханка" везет людей в Кировск (воскресенье, завтра на работу), напросились к ним и отправились на Белое море. До Кировска нас довезли бесплатно, никак не захотел брать денег... Хотя дорога такая, что я готова была отдать много... Местные ребята говорят, что ездят и на запорожце, но мне кажется, что дорога только для хаммера ;-))) Лужи, ямы и т.п.

От Кировска до Аппатит доехали на такси, взяли билеты на 381 поезд до станции Поньгома. Специально решили поехать южнее (была мысль про Ковду, Пояконду), чтобы было больше шансов на ягоды. Да и выспаться хотелось. В Пояконде мы были бы в середине ночи, надо было бы сонных детей выбрасывать из поезда и непонятно, что делать дальше. А тут мы приехали в 7:33, выспавшиеся...

На Белом был курорт :-))) Проходили в день мы не больше 10-15 км, походили по островам губы Домашней... Много морошки, черники, голубики... Дети много купались, играли на скалках, я с ними плавала. Читали, собирали ягоды. В общем, 5 дней просто отдыхали :-)))

Уехали со станции Кузема в 3:46 16 августа, соответственно в 4:18 17 были в Москве :-)))

Байдарку так и не выбросили - пожалели :-)))